На Главную

Предлагая вашему вниманию советы по съёмке пейзажей, я ни в коей мере не претендую на оригинальность. Возможно, они уже тысячи раз изложены в соответствующих книжках,  статьях и руководствах. Это действительно советы дилетанта, "от сохи", как говориться. (В том смысле, что приобретены на собственном опыте). Но по моему скромному мнению, подавляющая часть, тех, кто взяли в руки фотоаппарат не знакомы с простейшими правилами съёмки. Возможно, эти небольшая подборка советов поможет избежать больших, наиболее часто встречающихся ошибок.

  1.  Снимая пейзажи, обязательно обращайте внимание на небо. Красивое, выразительное, проработанное небо - половина успеха для создания удачного пейзажа. И наоборот, плоское, бледное, выбеленное небо - и ваш пейзаж, скорее всего - кандидат на отправку в папку "Корзина". Конечно, по большому счёту, снимая любительские кадры, можно не обращать на это большого внимания. Но если вы стремитесь получать действительно выразительные, красивые снимки - заботиться о проработке неба нужно обязательно! Особенно живописны кучевые, выстроенные в ряд облака. Очень красиво смотрятся облака на закате, подсвеченные лучами заходящего солнца.

  2. Помните о правилах "золотого сечения". Композиционно важные объекты пейзажа( дерево, камень, башня и т.д.) лучше размещать на расстоянии приблизительно 1/3 от ширины (или высоты) кадра. Линия горизонта также , должна разделять кадр на расстоянии 1/3 сверху или снизу снимка.

  3. Очень удачно разнообразят, делают  пейзаж "живым" различные движущиеся объекты (прохожие, велосипедисты, катера, лодки на реке и т.д.). Поэтому, иногда надо набраться терпения, и дождаться , когда нужный вам объект попадёт в кадр. Снимок приобретёт совсем другое звучание и становиться более привлекательным.

  4. Помните, что ширина динамического диапазона человеческого глаза гораздо шире, чем у фотоаппарата ( а тем более, цифрового). Глубокая теньна которую вы не обратили внимание, может безвозвратно испортить даже очень хорошую композицию. Остерегайтесь глубоких, обширных по площади снимка теней! Ну и конечно же, следите за контрастом. Трудно получит хороший пейзаж, если на нём присутствуют глубокие тени и большие по площади яркие пятна.

  5. Если есть возможность, постарайтесь взять в кадр объекты, которые подчеркнут глубину, перспективу снимка. Это может быть заборчик, изгородь, извилистая дорога, уходящая в даль и т.д. Снимок сразу становиться , как сейчас модно говорить, "3D" - объёмным.

  6. Привлекательными в снимке на переднем плане смотрится попавшая в кадр ветка дерева, еловая лапка  и т.д. Такой элемент выполняет роль своеобразной естественной "виньетки".

  7. Лучшее время года для съёмки пейзажей - это конечно же осень! Краски приобретают такое многообразие, что даже невыразительный с точки зрения композиции пейзаж может приобрести удивительные свойства. Желтые, красные, зелёные цвета деревьев, голубое небобелые облака -и ваш пейзаж становиться шедевром! Летом, с мая по середину сентября в средней полосе из-за доминирующей зелени снимки получаются не всегда удачными, унылыми по цветовой гамме.

  8. Лучшие пейзажи получаются, если они композиционно построены на некотором перепаде высот. Поэтому, не поленитесь, заберитесь на какую-нибудь вышку, колокольню, или, на худой конец, взгромоздитесь на заборчик или заберитесь на какой-нибудь холм. Возможно вы откроете такой вид, который до вас никто не снимал.

  9. Очень удачно в пейзаж вписываются различные водоёмы - реки, озёра, пруды. Пусть это будет даже тривиальная лужа - отражение в ней может принести снимку особую выразительность. А уж как красиво отражаются в спокойной воде облака - тут и говорить нечего...

  10. Если хотите получить удачный кадр - не ленитесь, передвигайтесь! Попробуйте разные ракурсы. Это особенно важно, если какая-нибудь деталь рельефа, от которой никак не избавится (столб, провода, ненужное строение) мешет получить выразительный снимок. И наоборот, не поленитесь, уберите из кадра лишний мусор (совершенно не нужную пластиковую бутылку, пакет, ветку, которая закрывает красивый вид  и т.д.). Если снимаете зимой, можно протоптать в снегу следы или проложить уходящую в даль лыжню (см.п.5).

  11. Композиция пейзажа - вещь довольно тонкая и  тут, на первый план, выходит вкус и наличие художественных способностей фотографа(хотя бы в минимальном объёме). Неплохим пособием в постановке хорошего вкуса могут стать пейзажи русских реалистов XIX века - Шишкина, Саврасова, Васильева , ну и конечно же, Левитана. Поэтому совет - почаще просматривайте репродукции этих мастеров! Есть чему поучиться ...

25.07.2010 г.

Simashkov 2010

На Главную

Хостинг от uCoz